Рандомная выдача в Яндексе: как обойти «однорукого бандита»?

Антропов Сергей Владимирович

Автор: Антропов Сергей Владимирович
Руководитель агентства, SEO-аналитик

Уже около года позиции сайта в выдаче Яндекса могут резко меняться. Например, сегодня вы видите сайт на 10 месте, завтра – на 45, а послезавтра – на 8. Раньше резкое падение позиций происходило преимущественно из-за фильтров. Сейчас Яндекс рандомизирует выдачу с целью получить больше данных о новых ресурсах и не допустить консервации результатов поиска.

В данной статье мы постарались собрать особенности нового алгоритма и изложить свои наблюдения, которые дают определенные идеи о том, как жить в эпоху рандомной выдачи в Яндексе.

Как появилась рандомная выдача?

Впервые информацию о новом алгоритме представили 14 сентября 2015 года. Позже, на конференции Optimization 2015, представитель поисковой системы Екатерина Гладких рассказала подробности нового алгоритма, успевшего получить среди SEO-специалистов название «однорукий бандит»:

Важные моменты доклада:

  1. Алгоритм затрагивает только сайты, получившие оценку Rel+ по конкретному запросу. Таким образом, позиции сайтов с другими оценками (Vital, Useful, Rel- и Irrelevant) не рандомизируются.
  2. Полученное из нового алгоритма рандомное значение релевантности прибавляется к оценке релевантности сайта, полученной из Матрикснета. Можно предположить: если оценка Матрикснета достаточно высока, вклад рандомного значения в общую сумму может снижаться, что приведет к снижению колебаний позиций сайта в выдаче.
  3. Для поисковой системы важно, чтобы метрика качества поиска (pfound) не снижалась. Можно предположить, что рандомизация выдачи в Яндексе в меньшей степени затронет документы, имеющие высокую ценность для пользователей.

Как получить оценку Useful?

Существует система оценок, по которой специальные люди – асессоры – оценивают связки «запрос – документ». Оценки обозначают релевантность (соответствие) документа запросу и могут принимать следующие значения:

  • Vital – витальный сайт – официальный сайт или первоисточник. Например, по запросу «Газпром» поисковая система выведет на первом месте официальный сайт компании.
  • «Useful» – в ранних докладах под таким сайтом понимали ресурс, дающий исчерпывающий ответ на вопрос с дополнительной полезной информацией (такой сайт добавят в закладки). В более поздних докладах стали подчеркивать, что такой сайт должен обладать авторитетностью.
  • «Rel+» – сайт полностью отвечает на запрос пользователя.
  • «Rel-» – сайт частично отвечает на запрос пользователя или информация на сайте устарела.
  • «Irrelevant» – сайт не отвечает на запрос.

Может ли коммерческий сайт по коммерческому запросу получить оценку «Useful»? Теоретически да, но на практике точно ответить смогут только представители поисковых систем. Опять-таки теоретически для получения данной отметки необходимо повысить авторитетность сайта и выдать в ответ на запрос исчерпывающую и полезную информацию. Будет плюсом наличие на сайте дополнительной информации по запросу пользователя.

Таким образом, чтобы снизить колебания позиций сайта «одноруким бандитом», необходимо:

  1. Следить за актуальностью информации на сайте и обновлять не актуальные данные.
  2. Максимально полно и подробно описывать товары и услуги, добавлять фотографии, стимулировать пользователей оставлять отзывы и рекомендации.
  3. Размещать на сайте дополнительную полезную информацию, например, ценные статьи, обзоры товаров, рейтинги.
  4. Расширять полезный функционал, такой как сортировка товаров, помощь в выборе и т.д.
  5. Сделать сайт удобнее для посетителей, чем сайты конкурентов.
однорукий бандит

Эксперимент с рандомной выдачей Яндекса

Мы провели ряд наблюдений, изучая новый алгоритм Яндекса. В течение 3 месяцев мы отслеживали позиции разных сайтов в нескольких тематиках и стремились выявить закономерности, позволяющие подтвердить или опровергнуть наши выводы выше. Ниже будет представлена часть информации из наших наблюдений.

Для каждой тематики мы определили ряд запросов, по которым отслеживали позиции сайтов в течение трех месяцев и фиксировали долю запросов в ТОП-10. К сожалению, по ряду причин мы не можем раскрыть адреса сайтов и тематики. Однако можем дать список полученных результатов:

Тематика 1

Сайт Минимальная доля запросов в ТОП-10 Максимальная доля запросов в ТОП-10 Максимальное снижение позиций по сравнению с наилучшим результатом
Сайт 1 22% 43% -48,8%
Сайт 2 30% 60% -50%
Сайт 3 41% 62% -33,9%

Тематика 2

Сайт Минимальная доля запросов в ТОП-10 Максимальная доля запросов в ТОП-10 Максимальное снижение позиций по сравнению с наилучшим результатом
Сайт 1 82% 100% -18,0%
Сайт 2 73% 96% -24,0%
Сайт 3 60% 91% -34,1%

Тематика 3

Сайт Минимальная доля запросов в ТОП-10 Максимальная доля запросов в ТОП-10 Максимальное снижение позиций по сравнению с наилучшим результатом
Сайт 1 15% 43% -65,1%
Сайт 2 24% 86% -72,1%
Сайт 3 80% 92% -13,0%

Тематика 4

Сайт Минимальная доля запросов в ТОП-10 Максимальная доля запросов в ТОП-10 Максимальное снижение позиций по сравнению с наилучшим результатом
Сайт 1 32% 68% -52,9%
Сайт 2 29% 44% -34,1%
Сайт 3 26% 49% -46,9%

Что мы заметили:

  1. В ряде тематик колебания позиций выражены более явно, в ряде тематик – менее явно.
  2. Изменения позиций могут быть существенными. В ряде случаев сайт терял почти 2/3 топовых позиций!
  3. Сайты, занимающие в целом более высокие позиции по многим запросам в тематике, менее подвержены воздействию нового алгоритма. Их позиции тоже меняются, но масштаб изменений меньше, чем у конкурентов (в тематике 1, 2 и 3 наблюдаем именно такую картину, исключение – тематика 4).

Выводы

Комплексная работа над повышением ценности сайта для пользователя должна снижать нестабильность позиций в Яндексе. Наши наблюдения подтверждают эту гипотезу, и по факту в выдаче имеются сайты, позиции которых менее подвержены влиянию нового алгоритма.

Возврат к списку