Как проверить сайт на фильтры?

Жуйков Илья Александрович

Автор: Жуйков Илья Александрович
специалист по продвижению сайтов

В ряде случаев поисковые системы могут наказывать сайты за нарушения, накладывая на них фильтры. Давайте разберемся, как работают фильтры в поисковых системах и как проверить их наличие на сайте.

Что такое фильтры?

Фильтры – это алгоритмы поисковой системы, которые выявляют сайты, нарушающие лицензию на поиск, и применяют к ним санкции. Степень и продолжительность наказания зависит от серьезности нарушения.

Не всегда фильтр применяется к сайтам, нарушающим лицензию на поиск. Например, есть фильтр, связанный с возрастом сайта. Он накладывается на все молодые сайты, к числу которых относятся проекты возрастом менее 1 года. Данный фильтр ограничивает возможности новых и пока не проверенных временем сайтов на присутствие в ТОПе поисковых систем.

фильтры поисковых систем

Классификация фильтров поисковых систем

Существует несколько классификаций поисковых фильтров. В данной статье приведем некоторые из них.

По уровню санкций можно выделить фильтры, которые:

  1. Накладываются на весь сайт целиком.
  2. Накладываются на отдельную страницу сайта. При этом остальные документы на сайте ранжируются нормально.
  3. Накладываются на пару «запрос» – «документ». В этом случае по зафильтрованному запросу позиции снижаются, по остальным – могут оставаться на месте или расти.

По виду нарушения:

  1. Фильтры за некачественный контент.
  2. Фильтры за манипуляцию ссылками.
  3. Фильтры за накрутку поведенческих факторов.
  4. Фильтры за технические ошибки на сайте.
  5. Фильтры за манипуляцию пользователями, обман.
  6. Фильтры за некачественную рекламу, размещенную на вашем сайте.
  7. Аффилиат-фильтр. Накладывается на сайты одной компании, которые продвигаются по одинаковым запросам.
  8. Прочие фильтры.

Важно отметить, что перечень фильтров постоянно расширяется. Не все фильтры являются официальными. Наличие некоторых фильтров поисковые системы не подтверждают. Поэтому важно постоянно отслеживать появление новых фильтров и проверять, как они могут отразиться на вашем сайте.

По способу наложения:

  1. Автоматические фильтры. Накладываются на сайт и снимаются автоматически поисковой системой.
  2. Ручные санкции. Алгоритм выявляет потенциальные нарушения и сообщает об этом представителю поисковой системы. Санкции накладываются и снимаются с сайта после ручной проверки.

По поисковым системам:

  1. Фильтры поисковой системы Яндекс.
  2. Фильтры поисковой системы Google.

В разных поисковых системах могут действовать разные фильтры.

Признаки наложения фильтра на сайт

Если вы наблюдаете на сайте один или несколько перечисленных ниже признаков, вероятно, на ваш сайт наложен фильтр:

  1. «Залипание» позиций. Сайт долго находится на определенных позициях вне ТОП-10 и не растет, несмотря на все усилия. Обычно сайты «залипают» рядом с зоной видимости (первые три страницы результатов поиска – ТОП-30).
  2. Резкое падение позиций сайта без дальнейшего восстановления в течение 1-2 апдейтов (обновлений базы поисковой системы).
    Резкое падение позиций в одной поисковой системы с сохранением позиций в другой может говорить о наложении санкций, которые есть в одной поисковой системе, а в другой –отсутствуют.
  3. Обнуление тИЦ.
  4. Резкое падение позиций сайта и одновременно получение письма в Яндекс.Вебмастере или Центре Вебмастеров Google о наличии проблем на сайте.
  5. чек-лист проверки сайта на фильтрыРезкое падение позиций одной из страниц на сайте при сохранении или улучшении позиций других страниц.
  6. Снижение позиций сайта при наращивании ссылочной массы.

Важно понимать, что перечисленные выше признаки не обязательно говорят о наложении санкций. Описанные ситуации могут возникать и без фильтров. Если вы затрудняетесь определить точную причину непонятного поведения сайта, обратитесь к специалистам. Любые эксперименты без точного выявления причины падения позиций могут ухудшить ситуацию.

Чек-лист для проверки сайта на фильтры в Яндексе

Ниже представлены описания основных фильтров Яндекса и признаки их наложения. Проверьте, какие признаки наиболее точно описывают ситуацию на вашем проекте:

Название фильтра

Признаки фильтра

За что накладывается

Минусинск

Падение позиций сайта в среднем на 14 позиций.

Массовое использование некачественных SEO-ссылок.

Фильтр за накрутку поведенческих факторов

Падение позиций сайта за 100 строку. Накладывается минимум на 6 месяцев.

Использование сервисов накрутки поведенческих факторов.

Аффилиат-фильтр

Один из сайтов компании пропадает из выдачи, в то время как второй остается в ней.

Продвижение двух и более сайтов одной компании по одинаковым запросам.

АГС

Обнуление тИЦ. Резкое падение числа переходов из Яндекса.

Некачественный или неуникальный контент на сайте. Продажа ссылок.

Фильтр за переоптимизацию контента

Резкое падение позиций страницы по одному или всем запросам.

Чрезмерное использование ключевых слов на странице.

Фильтр за неуникальный контент

Резкое падение позиций у страницы с неуникальным контентом.

Размещение неуникального контента, позаимствованного с других сайтов.

Переспам анкор-листа

Снижение позиций сайта при увеличении ссылочной массы.

Чрезмерное использование ключевых фраз в текстах (анкорах) входящих ссылок.

Ссылочный взрыв

«Залипание» или падение позиций сайта при резком росте количества внешних ссылок.

Резкое увеличение ссылочной массы искусственным образом.

Кликджекинг

Падение позиций сайта, получение уведомлений в Яндекс.Вебмастер о небезопасности сайта.

Использование кликджекинга на сайте.

После предварительного анализа ситуации желательно написать в службу поддержки Яндекс.Вебмастер и уточнить у них, наложены ли на сайт санкции. Для этого можно отправить письмо следующего содержания:

Добрый день!

Заметил, что у моего сайта резко снизились позиции по запросам (список запросов). Пожалуйста, помогите разобраться в ситуации. Не наложены ли на мой сайт какие-либо санкции?

По заверению Яндекса, Платон Щукин (под таким псевдонимом отвечают сотрудники поддержки Яндекс.Вебмастер), обязан подтвердить наличие санкций, если они имеются на сайте. Это не означает, что вам гарантированно ответят, за что сайт получил санкции. Но, как правило, такую информацию сообщат.

Устраните нарушения, на которые указал Платон Щукин, и отправьте новое письмо в поддержку с перечнем всех доработок. Если причина наложения санкций действительно устранена, фильтр снимут. Обратите внимание, что ряд фильтров имеют минимальный период действия. Например, за накрутку поведенческих факторов сайты наказывают минимум на 6 месяцев. Раньше выйти из-под этого фильтра не получится.

робот Google

Чек-лист для проверки сайта на фильтры в Google

Ниже представлено описание основных фильтров в поисковой системе Google. Посмотрите признаки фильтров и выделите те, которые подходят под вашу ситуацию.

Название фильтра

Признаки фильтра

За что накладывается

Панда (Google Panda)

Резкое падение позиций сайта, выпадение страниц в «дополнительные результаты» выдачи, медленная индексация новых страниц.

Фильтр накладывается на некачественные, по мнению Google, сайты. Как правило, это проекты с неуникальным контентом, низким уровнем юзабилити, некорректным размещением рекламы и т.д.

Пингвин (Google Penguin)

Резкое падение позиций сайта, выпадение страниц в «дополнительные результаты» выдачи, медленная индексация новых страниц.

Фильтр накладывается за манипуляцию внешними ссылками. Как правило, затрагивает сайты с большим числом искусственных внешних ссылок низкого качества.

Фильтр за резкий рост числа внешних ссылок (Too many links at once)

Понижение позиций сайта при резком увеличении числа внешних ссылок.

Резкий и необоснованный рост числа внешних ссылок.

Google Bombing Filter

Понижение позиций сайта по одному или нескольким запросам.

Фильтр накладывается в случае появления большого числа ссылок с одинаковыми или схожими анкорами. Влияние таких ссылок аннулируется, из-за чего позиции сайта снижаются.

Социтирование

Снижение позиций сайта.

Высокая доля внешних ссылок с нетематических сайтов, соседство ваших ссылок со ссылками на сомнительные сайты (азартные игры, порнография).

Дублирующийся контент (Google Duplicate Content)

Попадание страниц «дополнительные результаты» выдачи либо выпадение страниц из индекса.

Размещение на сайте неуникального контента, взятого с других сайтов.

Чрезмерная оптимизация (Over Optimization Filter)

Резкое падение позиций у страницы с чрезмерной оптимизацией.

Избыточное использование ключевых фраз на странице, в заголовках документа.

Фильтр за битые ссылки (Broken links)

«Залипание» сайта на текущих позициях либо снижение позиций.

Если на сайте множество битых ссылок, Google может занижать позиции проекта.

Фильтр за медленную загрузку сайта

Снижение позиций при медленной работе сайта.

Фильтр накладывается в случае, если, по мнению Google, сайт работает медленно.

Фильтр за отсутствие оптимизации под мобильные устройства

Снижение позиций в мобильном поиске.

Отсутствие мобильной версии сайта или адаптивного дизайна.

Песочница (Google Sandbox)

Сайт не может занять высокие позиции по высокочастотным запросам.

Фильтр накладывается на молодые сайты (возраст до 1 года).

Аффилиат-фильтр

Один из сайтов компании пропадает из выдачи, в то время как второй остается в ней.

Продвижение двух и более сайтов одной компании по одинаковым запросам. Не снимается.

В ряде случаев на сайте может быть несколько фильтров Google. Признаки многих фильтров схожи, что затрудняет диагностику, особенно не специалистам. Если вы подозреваете наличие фильтров в поисковой системе Google, оптимально обратиться к специалистам для устранения проблем на сайте.

Большинство фильтров в Google можно снять автоматически, устранив причину нарушения. Это не касается ручных санкций. В случае наложения ручных санкций после устранения проблем потребуется отправлять заявку на пересмотр через Центр вебмастеров Google. Специалист поисковой системы проверит, устранены ли нарушения, и если они действительно исправлены – снимет ручные санкции.

Резюме

Поисковые машины имеют развитые системы фильтров, которые позволяют им выявлять различные нарушения и быстро пресекать их. Поэтому при продвижении сайтов необходимо разбираться в процессе и не использовать техники, способные навредить проекту.

Существуют запрещенные методы продвижения, использование которых может привести к наложению самых жестких санкций. О них мы рассказываем в следующей статье: Что нельзя делать при продвижении сайта?

Возврат к списку