Что такое поведенческие факторы сайта и как они работают в поисковых системах?

Антропов Сергей Владимирович

Автор: Антропов Сергей Владимирович
Руководитель агентства, SEO-аналитик

Для формирования качественных результатов поиска поисковые системы постоянно ищут новые факторы, по которым можно отличить полезные сайты от ресурсов, не интересных пользователям. В идеальной ситуации новые факторы должны сложнее поддаваться искусственному воздействию и давать четкий сигнал, какой сайт стоит выводить выше.

Долгое время таким сигналом были ссылки, однако с развитием ссылочных бирж он постепенно снижал свою значимость для поисковых систем.

Какие факторы называются поведенческими?

Следующим шагом в развитии поисковых алгоритмов стал учет поведения пользователя или поведенческие факторы. Они распространяются на следующие действия пользователей:

  • Поведение пользователя в поисковой выдаче (CTR сниппета сайта, возврат пользователя в выдачу после просмотра сайта, иные показатели);
  • Поведение пользователя на сайте (показатель отказа, проведенное на странице и на сайте время, глубина просмотра, конкретные действия пользователя, например, взаимодействие с корзиной товаров, добавление сайта в избранное, нажатие на кнопки Like и т.д., повторные визиты на сайт);

Для сбора и анализа подобной информации у поисковых систем имеется множество способов:

  • Сбор данных из выдачи;
  • Получение данных из систем статистики;
  • Получение данных из браузеров, разработанных поисковыми системами;
  • Получение данных из различных плагинов и приложений;
  • Покупка данных у различных сервисов или провайдеров;
  • И множество других.

При этом поисковые системы умеют накапливать большие массивы данных о конкретных пользователях, что позволяет им анализировать нормальное поведение посетителей и отличать его от не нормальных (ботов, накруток).

толпа людей

Как учитываются поведенческие факторы? Разберем на примерах

Например, пользователь задал вопрос, просмотрел результаты поиска, перешел на ваш сайт и больше запросов на данную тему в поиск не задавал. Поисковая система может сделать вывод, что ваш сайт идеально ответил на запрос пользователя и достоин занять более высокое место в результатах.

Другой пример: вы вывели сайт в ТОП-10 по запросы «АБВ», но большая часть пользователей, которые переходят на ваш сайт по данному запросу, возвращаются в поиск и снова ищут информацию на тему «АБВ». Для поисковой системы это указывает, что ваш сайт не может удовлетворить потребности пользователей, и позиции сайта по запросу «АБВ» могут снизиться. В дальнейшем зайти в ТОП-10 снова будет сложнее.

Поэтому продвигать имеет смысл только качественные сайты, которые полно и подробно отвечают на запросы пользователей и будут высоко оценены потенциальными клиентами. В иной ситуации вы можете столкнуться с тем, что сайт на некоторое время выйдет в ТОП-10, а по мере накопления поведенческой информации быстро выйдет из ТОПа.

Как можно улучшить поведенческие факторы?

Работа над поведенческими факторами проводится по трем направлениям:

  • Работа над улучшением контента сайта в целом. Пользователи выше ценят сайты с уникальным, полезным содержанием. Красиво оформленные. С уникальными фотографиями и видео материалами.
  • Работа над улучшением сниппетов (описаний сайта) в результатах поиска. Это напрямую влияет на CTR сниппета (отношение числа пользователей, которые перейдут на сайт из результатов поиска, к общему числу пользователей, которые просмотрят сниппет).
  • Работа над повышением юзабилити сайта, его продающих качеств, конверсии. В данном направлении специалисты проводят юзабилити-аудит и выявляют причины, по которым пользователи могут уходить с сайта. Даются рекомендации, внедрение которых может помочь решить проблемы.

Улучшая сайт, вы формируете сигналы, которые сообщают поисковой системе, что ваши посетители довольны и успешно решают свои проблемы на сайте. Это значит, что поисковые системы будет стремиться повысить позиции вашего сайта, т.к. он лучше обрабатывает запросы пользователей, чем конкуренты.

Можно ли накрутить поведенческие факторы?

Поисковые системы умеют достаточно точно отличать накрутки от действий реальных пользователей. Поэтому искусственные действия, скорее всего, будут отфильтрованы и не принесут результата. Более того, за накрутки предусмотрены серьезные санкции.

Реальная работа над сайтом принесет вам больше пользы. Посетитель при выборе товаров или услуг будет просматривать несколько сайтов, в том числе ваших конкурентов. Если их сайты будут удобнее – покупатель сделает выбор в пользу конкурента.

Резюме

Сегодня без работы над улучшением сайта становится сложно добиваться высоких позиций, поэтому такая работа должна обязательно вестись и со стороны SEO-специалистов, и со стороны владельца ресурса.

Возврат к списку