Рандомная выдача в Яндексе: как обойти «однорукого бандита»?
Автор: Антропов Сергей Владимирович
Руководитель агентства, SEO-аналитик
Уже около года позиции сайта в выдаче Яндекса могут резко меняться. Например, сегодня вы видите сайт на 10 месте, завтра – на 45, а послезавтра – на 8. Раньше резкое падение позиций происходило преимущественно из-за фильтров. Сейчас Яндекс рандомизирует выдачу с целью получить больше данных о новых ресурсах и не допустить консервации результатов поиска.
В данной статье мы постарались собрать особенности нового алгоритма и изложить свои наблюдения, которые дают определенные идеи о том, как жить в эпоху рандомной выдачи в Яндексе.
Как появилась рандомная выдача?
Впервые информацию о новом алгоритме представили 14 сентября 2015 года. Позже, на конференции Optimization 2015, представитель поисковой системы Екатерина Гладких рассказала подробности нового алгоритма, успевшего получить среди SEO-специалистов название «однорукий бандит»:
Важные моменты доклада:
- Алгоритм затрагивает только сайты, получившие оценку Rel+ по конкретному запросу. Таким образом, позиции сайтов с другими оценками (Vital, Useful, Rel- и Irrelevant) не рандомизируются.
- Полученное из нового алгоритма рандомное значение релевантности прибавляется к оценке релевантности сайта, полученной из Матрикснета. Можно предположить: если оценка Матрикснета достаточно высока, вклад рандомного значения в общую сумму может снижаться, что приведет к снижению колебаний позиций сайта в выдаче.
- Для поисковой системы важно, чтобы метрика качества поиска (pfound) не снижалась. Можно предположить, что рандомизация выдачи в Яндексе в меньшей степени затронет документы, имеющие высокую ценность для пользователей.
Как получить оценку Useful?
Существует система оценок, по которой специальные люди – асессоры – оценивают связки «запрос – документ». Оценки обозначают релевантность (соответствие) документа запросу и могут принимать следующие значения:
- Vital – витальный сайт – официальный сайт или первоисточник. Например, по запросу «Газпром» поисковая система выведет на первом месте официальный сайт компании.
- «Useful» – в ранних докладах под таким сайтом понимали ресурс, дающий исчерпывающий ответ на вопрос с дополнительной полезной информацией (такой сайт добавят в закладки). В более поздних докладах стали подчеркивать, что такой сайт должен обладать авторитетностью.
- «Rel+» – сайт полностью отвечает на запрос пользователя.
- «Rel-» – сайт частично отвечает на запрос пользователя или информация на сайте устарела.
- «Irrelevant» – сайт не отвечает на запрос.
Может ли коммерческий сайт по коммерческому запросу получить оценку «Useful»? Теоретически да, но на практике точно ответить смогут только представители поисковых систем. Опять-таки теоретически для получения данной отметки необходимо повысить авторитетность сайта и выдать в ответ на запрос исчерпывающую и полезную информацию. Будет плюсом наличие на сайте дополнительной информации по запросу пользователя.
Таким образом, чтобы снизить колебания позиций сайта «одноруким бандитом», необходимо:
- Следить за актуальностью информации на сайте и обновлять не актуальные данные.
- Максимально полно и подробно описывать товары и услуги, добавлять фотографии, стимулировать пользователей оставлять отзывы и рекомендации.
- Размещать на сайте дополнительную полезную информацию, например, ценные статьи, обзоры товаров, рейтинги.
- Расширять полезный функционал, такой как сортировка товаров, помощь в выборе и т.д.
- Сделать сайт удобнее для посетителей, чем сайты конкурентов.
Эксперимент с рандомной выдачей Яндекса
Мы провели ряд наблюдений, изучая новый алгоритм Яндекса. В течение 3 месяцев мы отслеживали позиции разных сайтов в нескольких тематиках и стремились выявить закономерности, позволяющие подтвердить или опровергнуть наши выводы выше. Ниже будет представлена часть информации из наших наблюдений.
Для каждой тематики мы определили ряд запросов, по которым отслеживали позиции сайтов в течение трех месяцев и фиксировали долю запросов в ТОП-10. К сожалению, по ряду причин мы не можем раскрыть адреса сайтов и тематики. Однако можем дать список полученных результатов:
Тематика 1
Сайт | Минимальная доля запросов в ТОП-10 | Максимальная доля запросов в ТОП-10 | Максимальное снижение позиций по сравнению с наилучшим результатом |
Сайт 1 | 22% | 43% | -48,8% |
Сайт 2 | 30% | 60% | -50% |
Сайт 3 | 41% | 62% | -33,9% |
Тематика 2
Сайт | Минимальная доля запросов в ТОП-10 | Максимальная доля запросов в ТОП-10 | Максимальное снижение позиций по сравнению с наилучшим результатом |
Сайт 1 | 82% | 100% | -18,0% |
Сайт 2 | 73% | 96% | -24,0% |
Сайт 3 | 60% | 91% | -34,1% |
Тематика 3
Сайт | Минимальная доля запросов в ТОП-10 | Максимальная доля запросов в ТОП-10 | Максимальное снижение позиций по сравнению с наилучшим результатом |
Сайт 1 | 15% | 43% | -65,1% |
Сайт 2 | 24% | 86% | -72,1% |
Сайт 3 | 80% | 92% | -13,0% |
Тематика 4
Сайт | Минимальная доля запросов в ТОП-10 | Максимальная доля запросов в ТОП-10 | Максимальное снижение позиций по сравнению с наилучшим результатом |
Сайт 1 | 32% | 68% | -52,9% |
Сайт 2 | 29% | 44% | -34,1% |
Сайт 3 | 26% | 49% | -46,9% |
Что мы заметили:
- В ряде тематик колебания позиций выражены более явно, в ряде тематик – менее явно.
- Изменения позиций могут быть существенными. В ряде случаев сайт терял почти 2/3 топовых позиций!
- Сайты, занимающие в целом более высокие позиции по многим запросам в тематике, менее подвержены воздействию нового алгоритма. Их позиции тоже меняются, но масштаб изменений меньше, чем у конкурентов (в тематике 1, 2 и 3 наблюдаем именно такую картину, исключение – тематика 4).
Выводы
Комплексная работа над повышением ценности сайта для пользователя должна снижать нестабильность позиций в Яндексе. Наши наблюдения подтверждают эту гипотезу, и по факту в выдаче имеются сайты, позиции которых менее подвержены влиянию нового алгоритма.
Новости
10 Марта 2024
Приглашаем в клуб SEO-специалистов
29 Декабря 2021
График работы в новогодние праздники в 2021 году